darkus писал(а):Андрей, а на чем сейчас твои точки держатся?какие сувениры продавал?
Тут два вопроса, но напишу пока про сувениры, это ближе к теме вроде бы. Наверное получится длинная история))
Итак, я решил стартовать с розничной точкой "подарки/сувениры". Как водится, долгое время мечтательно представлял себя крутым бизнесменом, мониторил сайты поставщиков и смотрел на мир через розовые очки))) Наконец, была найдена торговая площадь и заказано оборудование. Открытие запланировано на 10 сентября, если память не изменяет. Сейчас понимаю, что естественно, место было "тухлое", оборудование можно было купить б/у в 2 раза дешевле, ну да ладно, сейчас не об этом.
Ассортимент! Вот задача №1! Надо признаться, что мониторинг поставщиков так и не прояснил каким-либо образом этот момент)) Поэтому в одно прекрасное утро я взял с собой деньги, прихватил жену (видимо, для моральной поддержки) и отправился на первую "закупку", смутно представляя что я хочу купить.. В итоге было закуплено всякое барахло в виде различных статуэток, шкатулок, ключниц, фигурок и т.п... Также, естественно, не обошлось без серии "приколы", на которые я особенно возлагал надежды))
И вот все это привезено в отдел, размазано по новеньким сверкающим витринам, торжественно "обмыто" открытие с набежавшими продавцами и хозяевами соседних отделов, и....
И ничего. Тишина. Продаж нет. Точнее, иногда случаются единичные редкие продажи, а иногда вообще нули! Естественно, об отбивании аренды в первое время не идет и речи.
Вот такой первый шок. Розовые очки улетели, начал развиваться синдром неудачника и желание поскорее прикрыть лавочку. Ну ведь без боя сдаваться как-то стыдно, поэтому продолжается работа по выявлению потребностей изредка заходящих покупателей. Сразу становится понятно, что в спальном районе, в магазине, где 80 процентов покупателей - женщины пенсионного и предпенсионного возраста - раздел "приколы" пользуется особой популярностью..
Благо, что никаких продавцов не брал, сидел в основном сам. Это позволило как-то познакомиться с основным контингентом и его предпочтениями, и не уйти в большой минус.
Октябрь-ноябрь. Продолжаю завозить "новинки", но куда более осторожно и взвешенно..
И вот наконец-то праздник и на нашей улице!. Как-то незаметно подкрался Новый Год, и в последнюю неделю перед ним я снова себя почувствовал как полгода назад, а именно - крутым бизнесменом!!
Да, действительно, предновогодние продажи порадовали и окупили материальный и моральный ущерб предыдущих месяцев. Но вместе с этим пришло понимание, что это чисто сезонный товар, и долгие летние и осенние месяцы нужно как-то выживать.. А значит необходимо искать нечто, что будет востребовано независимо от сезона..
Ну это уже уход к первому вопросу, а пока о сувенирах.
Хочу заметить, что бытует мнение и я его теперь полностью разделяю, что не стоит в выборе товара полагаться исключительно на свои вкусы и предпочтения. Зачастую то, что безумно нравится нам, не пользуется спросом у покупателей, и наоборот, какая-нибудь хрень с нашей точке зрения, может хорошо продаваться..
Это теория отлично показала себя в моем случае с одним товаром. И помогла мне сформировать критерии, по которым я сейчас стараюсь отбирать товар. Вот рассказ.
Как я уже говорил, на первую закупку я прихватил с собой и супругу, человека настолько далекого от бизнеса и торговли, насколько южный полюс от северного)) И вот, уставшие и злые, заходим в последний павильон с подарочным ассортиментом, и вдруг она говорит: "Ой, смотри какие клевые!!"
Я: Кто? Где??
Жена: Ну вон, смотри, видишь?? Давай их тоже возьмем!?
Я: Да ладно, хватит издеваться, фигня какая-то. Кому они нужны?
Жена: Ну давааай!!
Как известно, в некоторых случаях, с женщиной лучше не спорить, а уступить. В итоге, мы взяли их несколько штук для продажи в своем отделе. Вам интересно что это было?))
А это общеизвестные сейчас игрушки флип-флап - цветочки, которые можно увидеть на передней панели во многих машинах. А тогда это чудо природы гордо величалось "маятники на солнечных батареях"!!! И вот весь парадокс и подтверждение вышеозначенной теории в том, что из всего обширного завезенного ассортимента продались практически только они одни. Да, все 5 штук в первую неделю.)) Естественно, я отнес этот факт к простому стечению обстоятельств, но, тем не менее, в следующую закупку, куда уже отправился без жены, взял их 10 штук. Когда продались и они, и достаточно быстро, я все равно не мог найти этому объяснения, но в очередной раз привез их еще больше. В общем, это был единственный товар, который хорошо продавался. Я с каждым разом привозил все больше и больше, и они все продавались!!! Я отвел для них целую отдельную витрину, сделал подсветку так, что они все в ассортименте (кроме цветочков, было много всяких фигурок типа зайчиков, Китти и т.п) стояли и качались. Впоследствии, я сделал тоже самое на других точках. И везде были просто бешенные продажи!! Перед 8 марта люди шли к этой витрине как крысы под мелодию дудочки из мультфильма))) У поставщика я выбил хорошую скидку, потому что брал большие объемы.. Забавно было наблюдать за глазами других оптовиков когда они видели как я беру их коробками. Некоторые даже осмеливались подходить с вопросами типа: "А что это такое? А это у вас продается?"
На что я, упаковывая третью сотню, скромно отвечал: "Ну так, берут немного"
Почти два года длился этот праздник, я уже вынашивал планы по не хуже Остапа Бендера с Нью-Васюками, но внезапно все оборвалось. Мне перешел дорого конкурент. Большой, мерзки и наглый!! Имя ему - сеть магазинов Фикс-Прайс
Они завезли их в свои магазины и стали продавать в розницу едва ли не дешевле, чем я брал оптом. И никого не волновало, что качество у них было хуже, что много брака.. У них был один аргумент - цена. Вот так в одночасье закончилась эта история))
Чуть позже похожая история произошло с еще одним товаром. Но масштабы конечно были скромнее. Появились так называемые 3D-картины, или стереокартины. Там менялось изображение, если смотреть под разными углами. Также, достаточно неожиданно для меня, они стали пользоваться хорошим спросом у населения. Продавал я их и в рамках, и без... Но вскоре эту фишку их популярности стали просекать и другие. Они появились у конкурентов, потом стали ходить узбеки или таджики и предлагать их еще дешевле.. Одним словом, у меня постепенно пропал к ним интерес как к перспективному товару..
И вот к чему я все это писал. ))
В результате всех этих опытов я для себя выработал критерии, по которым оцениваю пригодность товара. Для своих точек, естественно. Возможно, не везде это будет работать, но тем не менее..
1. Товар должен быть если не уникальным, то хотя бы оригинальным. ("Во, круто, смотри, я такие только интернете видел, но в два раза дороже!")
2. Товар должен быть недорогим, но высокомаржинальным (да, мы жадные, 100 процентов это ни о чем. 300 минимум, а лучше 500!)
3. Товар должен быть мелкогабаритным (у нас мало места, мягкие игрушки нам не подходят)
Если товар по моим расчетам вписывается в эти критерии, то я его рассматриваю в качестве пополнения ассортимента. Если нет - давай досвидания! )
И вот после этого умозаключения я "открыл" для себя тему сублимации и тп. В результате чего, сейчас чужой сувенирки я беру очень и очень мало, стараюсь обходиться собственным производством. А это не так уж и мало. Кружки, чехлы, магниты, брелки, часы, зажигалки, фляжки, портсигары. И все это, кроме кружек и чехлов, является по сути безотходным производством, т.к. в случае зависания изделия, достаточно просто сменить принт - и висяка нет))
Посему ассортимент сима-ленд, например, меня не интересует.
Извиняюсь за много букв. Про то, чем и как торгую в несезон, позже могу рассказать, если интересно будет.